На главную ||Деревенская жизнь|| Храмы||Правление||Войско и война||

Карта сайта||Карта Древнего Египта||Регистрация

Письмена богов

Египетская письменность зародилась в конце IV тыс. до н.э на основе рисуночного письма, где каждое слово или понятие изображалось рисунком. Например, «пленение» изображалось в виде людей со связанными руками. Эти знаки называли иероглифами, а саму систему письма - иероглификой.

Священные письмена

Как читать иероглифы

Прибавление гласных

Чтение иероглифов

Иератика и демотика

Что было дальше?

Работа писца

Набор и обучение чиновников

Священные письмена

Как верили египтяне, письменность даровал им бог мудрости Тот. Письмена они называли мдуэ нтр – «слова бога» - и верили ему в их магическую защитную силу. Иероглифы наносили на стены храмов и гробниц, стелы и обелиски, статуи и саркофаги, глиняные черепки и папирусные свитки для хозяйственных нужд применялось скорописное письмо – иератика («жреческое» как называли его греки), им же записывались литературные произведения и научные трактаты.

Как читать иероглифы

К середине II тыс. до н.э насчитывалось около 700 иероглифов, в греко-римскую эпоху их было уже несколько тысяч. Многие рисунки обозначают тот предмет который они изображают. В таком случае рядом с ними ставится небольшой штрих. Помимо целого слова рисок также мог обозначать слоги. В этом случае одно слово составлялось из нескольких знаков-рисунков. Обнаружено 24 рисунка, обозначающих 21 согласный звук (один и тот е звук мог обозначаться разными рисунками). Египетские иероглифы многозначны: каждый может означать несколько разных слогов или понятий. Часто по одним рисуночным знакам трудно определить значение слова, поэтому к ним добавляли рисунки-детерминативы: они не читались, но поясняли смысл слова. С их помощью египтяне передавали абстрактные понятия и образы.

Прибавление гласных

Иероглифические знаки обозначали слог лишь как сочетание согласных, гласные не вписывались, хотя имелось несколько полугласных (например «й»). Гласные звуки произносились лишь в устной речи. То моет показаться странным, тем не менее, множество подобных языков существует и поныне (один из них – современный арабский). К сожалению, до сих пор мы не знаем как звучали древнеегипетские слова, поэтому вынуждены определять гласные звуки лишь приблизительно. Вот почему одни и те же египетские слова могут встречаться в разной транскрипции.

Чтение иероглифов

Чтобы научится правильно читать иероглифы, требуется немало времени. А для начала можно выучить имена нескольких царей и цариц. Их легко находить, ведь они всегда писались в овальной рамке – картуше, призванной защитить царское имя и самого фараона от злых сил. Иероглифы могут читаться справа налево, слева направо или сверху вниз. Чтобы определить, откуда начинать читать нужно, найти такие символы как люди и птицы, - они всегда обращены к началу предложения.

Иератика и демотика

Иератическое письмо – разновидность скорописи – возникло в эпоху нового царства. Иероглифическое письмо соотносится с иератическим, как современный печатный шрифт с с рукописным. С XVIII в. До н.э появился новый вид письма при которой несколько знаков, ранее писавшихся раздельно, сливались в один символ. Писать стало легче и быстрее, и письменность широко распространилась, оттого этот «шрифт» греки называли демоникой – «народным письмом».

Что было дальше?

Язык древних египтян развивался на протяжении четырёх тысяч лет своей истории: от древнеегипетского к демонике, однако уже к III в. Н.э считался мёртвым (на нём не разговаривали). Ему на смену пришёл коптский (грамматика и лексика существенно изменилась), а с VII в. н.э его начал вытеснять арабский. Египтяне-христиане копты и поныне живут в Египте, правда, говорят на арабском, однако все богослужения проводят на коптском – последнем реликте древнеегипетского языка.

Работа писца

У писцов всегда было много работы: они составляли письма и различные юридические документы, такие как завещания, деловые и брачные контракты. Писцы также переписывали документы в храмовых библиотеках и записывали запросы людей, желавших обратиться к богам за помощью и советом. Целые штаты писцов и секретарей обслуживали каждое правительственное ведомство. Если человек был достаточно умён и обладал должными связями, то он мог улучшить своё положение. А если он занимался ведением налогов, составлял акты и договоры, либо работал в столичных ведомостях, то вполне мог стать советником или даже сановником.

Набор и обучение чиновников

Основатель XIX династии, Парамсес (Рамсес I) за свою жизнь удостоился множества титулов, гражданских и жреческих, и одновременно ряда воинских званий. Когда фараон Хоремхеб призвал его и поручил управление всеми работами храма в Опете, Парамсес передал своему сыну Сети, который был уже во цвете лет, большую часть своих титулов и должностей. Маленькие чиновники подражали большим. Некий Неферперит, находившийся в эскорте фараона, когда тот был в горах Речену, отправил в Египет четырех коров финикийской породы, двух — египетской породы и одного быка. Все они предназначались для божественного «Дома миллионов лет». За это его брат получил должность хранителя этого маленького стада, а сын — должность носильщика кувшинов с молоком. Не только эти должности были гарантированы им на всю жизнь, но и их титулы оставались в семье навсегда и переходили по наследству. И никто не возражал. Наоборот, каждый отец семейства мечтал о такой чести. В одной из формул, адресованных посетителям гробниц, мы читаем: «Если хочешь завещать свое место своим детям, скажи это...»

А тому, кто ведет себя в чужой гробнице недостойно, другая формула грозит страшной карой: «Тебя не будет. Твой сын не будет на месте твоем».

Существовал закон, по которому строптивого чиновника лишали должности и сурово наказывали и не только его, но и его детей лишали привилегий и низводили до простых ремесленников или слуг. Однако из этих текстов вовсе не следует, что после смерти отца ответственная должность, требующая знаний и больших способностей, сразу же переходила к сыну. В действительности дети чиновников поступали на службу по окончании школы и поднимались по служебной лестнице в зависимости от своего усердия и таланта, а также от могущества их покровителей.

Школа обычно находилась при храме. Бакенхонсу, будущий верховный жрец Амона, двенадцать лет посещал школу письма в храме «Госпожи неба». В ограде Рамессеума, в Танисе, в Дейр-эль-Медина и в других святилищах найдены острака и папирусы со школьными упражнениями. Обучение начиналось рано. Бакенхонсу исполнилось всего пять лет, когда его отправили в школу, но, возможно, его отец, прославленный жрец, считал его выдающимся ребенком и поспешил. Во всяком случае, когда маленькие мальчики переставали бегать голышом и повязывали свой первый поясок, приходила пора отправляться в школу.

Мы уже знаем, что будущего военачальника отнимали от семьи в юном возрасте, а учащиеся обычных школ жили дома. Маленький школьник брал из дома корзинку с хлебом и кувшинчиком пива, которую мать давала ему каждое утро. По дороге в школу и на обратном пути он мог вволю браниться и драться со своими школьными друзьями. Одна недавно опубликованная египетская сказка рассказывает нам о способном ученике, превосходившем умом своих старших друзей. Однажды они узнали его тайну и спросили: «Чей ты сын? У тебя нет отца». Он ничего не ответил, поэтому его колотили и насмехались: «В самом деле нет у тебя отца!». («Сказка о Правде и Кривде»).

Ребенок прежде всего учился читать и писать. Папирус был слишком дорог, чтобы его давать школьникам, поэтому им раздавали полированные пластинки известняка, разграфленные в линейку или в клетку. В Фивах довольствовались грубо обтесанными каменными осколками. Это были «тетради» для упражнений. Школьники учились выводить на них отдельные иероглифы или скорописные знаки, делать маленькие рисунки,а позднее — переписывать все более и более длинные отрывки текстов. На некоторых есть даже даты. Если бы у нас было достаточно таких «тетрадок» и в комплекте, мы бы узнали, сколько времени требовалось египетскому школьнику, чтобы прочесть и заучить наизусть такие классические тексты, как «Гимн Нилу» или «Поучение Аменемхата».

Перепортив достаточно этого дешевого материала, школьник, уже почти «студент», получал драгоценный чистый папирус, на который переписывал уже не отрывки, а целое произведение. Сидя на корточках, он разворачивал свиток ровно на ширину стандартного листа. Он готовил чернила, красные и черные, выбирал из пенала подходящие кисточки и принимался переписывать либо сказку, либо сборник стихов или притч или же копировал разные иероглифы. Заглавия и начальные строки писали красными чернилами, остальной текст — черными. Но каждый писец был в то же время рисовальщиком и художником. Для расцвечивания своего рисунка он пользовался разными красками — зелеными, синими, желтыми и белыми.

Образование заключалось в заучивании классических и священных текстов и обучении не только грамматике, но и письму и началам рисунка. Египетские чиновники выполняли самые разнообразные обязанности и с удивительной легкостью переходили с одной должности на другую. Уна был сначала стражником и судьей, затем занимался поиском камней (для царских памятников) в далекой стране, строил корабли, очищая каналы, а когда разразилась война, стал начальником штаба.

«Студенты» должны были знать законы и уложения, историю и географию и разбираться в основах техники. Не знаю, проводились ли у них экзамены и получали ли они дипломы, но похоже, что нечто подобное было, если вспомнить, какие вопросы задавал писец Хори своему коллеге, желая уличить его в невежестве: «Каков рацион войска на марше? Сколько нужно кирпичей для постройки платформы заданных размеров? Сколько нужно людей для перевозки обелиска? Как поставить на пьедестал колоссальную статую? Как организовать военную экспедицию?» И под конец — целый ряд вопросов по географии Сирии. Короче — целая учебная программа!

Разумеется, не все будущие писцы проявляли в учебе одинаковое рвение. Иногда учителя отчаивались, глядя на ленивых учеников.

«Пиши рукой своей, — без конца повторяет писец Амепемопе, — читай устами своими, советуйся со знающими больше, чем ты. Упражняйся в этом деле, и найдешь ты его (полезным) после (наступления) старости. Счастлив писец искусный в деле своем, владыка (обучения). Будь настойчив в работе ежедневно, и ты овладеешь им (своим делом). Не проводи ни одного дня в безделье, иначе будут бить тебя. Уши юноши на спине его, и он внемлет, когда бьют его. Пусть внемлет сердце твое тому, что сказал я,— будет это полезно тебе. Обучают обезьян танцам, объезжают лошадей, помещают коршуна в гнездо и за крылья ловят сокола. Будь настойчив в получении советов! Не ленись! Пиши! Не поддавайся пресыщению (письмом), отдай ты сердце и внимай словам! Найдешь ты их полезными».

Этот педагог думает или делает вид, что думает, будто единственные враги учения «студента» — это лень и упрямство. Но раз уж укрощают и дрессируют животных, он рассчитывает, взывая к честолюбию и здравому смыслу, а главное — с помощью энергичных наказаний наставить заблудшего «студента» на путь истинный, который ведет к самым высоким должностям.

Увы, у молодых египтян были куда более пагубные склонности! Другой наставник, такой же ворчун, как Аменемопе, но более осведомленный, говорит:

«Говорят мне, что ты бросил писание и закружился в удовольствиях. Ты ходишь с улицы на улицу, (и исходит) запах пива (от тебя), куда бы ты ни пошел. От пива он перестает быть человеком. Оно заставляет тебя блуждать, ты подобен кривому рулевому веслу судна, которое не слушается ни в одну сторону, ты подобен святилищу без бога его, ты подобен дому без хлеба. Ты обнаружен переползающим через стену, после того как ты разбил колодки, (надетые на тебя), и люди бегут от тебя, после того как ты нанес им ранения. О, если бы знал ты, как вино отвратно, ты отрекся бы от (напитка) шедех, ты не помещал бы кружку пива в сердце свое, ты забыл бы (опьяняющий напиток) тенерек». Но бывало и хуже. Египтяне могли без помех приводить в дом наложниц, нанимать или покупать рабынь, и это в какой-то степени сдерживало распространение увеселительных заведений. Однако они существовали, и там не только принуждали клиента пить сверх меры, но и приводили к нему профессиональных певиц и танцовщиц, которые, даже будучи певицами Амона, были женщинами легкого поведения. Здесь знакомились с чарами иноземной музыки. Здесь пели и декламировали под аккомпанемент тамбурина и арфы. Здесь предавались и прочим наслаждениям, а потом оказывались на улице в безобразном одеянии и, шатаясь, тащились наугад, чтобы свалиться где-нибудь в сточную канаву или пострадать от бессмысленной драки.



На главную||Регистрация ||Деревенская жизнь|| Храмы||Правление||Войско и война||Карта сайта||Карта Древнего Египта

Ачкасов Антон 2008г.

Hosted by uCoz