На главную ||Деревенская жизнь|| Храмы||Правление||Войско и война||

Карта сайта||Карта Древнего Египта||Регистрация

Сбор винограда

В каждом саду был хотя бы небольшой виноградник у стены дома или вдоль центральной аллеи. Виноградные лозы вились по шестам и поперечинам, образуя зелёный свод, с которого в разгар лета свисали прекрасные гроздья тёмно-синих ягод, столь ценимых горожанами. В Дельте виноградарство было всегда распространено, однако главная цель его - не сам виноград, а вино. Во все времена славились вина района Болот – мех – из Имета, что к северу от Факуса, вина рыболовной топи – хами – из Сина, рядом с Пелусием, и вино из Абеша, которое хранили в специальных оплетенных кувшинах, - все они упоминаются в списках продуктов. Но ещё задолго до появления этих списков продукцию виноделов Себахорхентипета доставляли в запечатанных кувшинах в резиденцию тинских фараонов.

К царствованию Рамсеса II относится большинство черепков от винных кувшинов, найденных в Рамессиуме, в Кантире и в фиванских гробницах. Они бы позволили нам составить хотя бы приблизительную карту египетского виноделия, если бы историческая география времён фараонов была лучше изучена. Что касается Рамсеса III, то он говорил так: «Я создал для тебя (бога Амона) виноградники в Великом оазисе (совр. Хагра и Дахла) и Малом оазисе (совр. Бахрия), которым нет числа, и другие [виноградники] на юге в большом количестве. Умножил я их на севере в количестве сотен тысяч. Я снабдил их садовниками из великолепных чужеземных стран, в них имеются пруды, вырытые мною, снабженные лотосами, они изобилуют суслом и вином, подобно потокам воды, чтобы приносить его пред лицо твоё в Фивах победоносных.»

Мы ничего не знаем о египетском виноградарстве и виноделии, кроме одного эпизода – сбора винограда. Сборщики расходятся под своды виноградных лоз. Они срывают руками, не прибегая к ножам, тяжёлые гроздья синих ягод, наполняют ими корзины из пальмовых листьев, стараясь не раздавить, потому что сок из таких корзин может вытечь, с песнями несут корзины на голове и сбрасывают виноград в большой чан. Потом они возвращаются на виноградник. Там, где виноградарство было особенно распространено, эти корзины с виноградников перевозили к давильням на барках, чтобы не подавить гроздья и избежать потери драгоценного сока. Сбор винограда и получение сока

Чаны были круглыми и низкими. Нам неизвестно из какого материала их делали. Дерево следует сразу исключить. Египтяне не умели делать бочки, а тем более чаны, хотя строить судно, в конечном счете, значительно труднее. Скорее всего, эти чаны были каменными. Глина, гипс, фаянс могли подвести в любую минуту, в то время как твёрдый легко поддающийся полировке камень, такой, как гранит или сланец, позволял изготовлять абсолютно водонепроницаемые чаны, не нуждавшиеся в особом уходе. Иногда их водружали на фундамент высотой в два, три локтя и украшали рельефами. С двух сторон чана, друг против друга, стояли две узкие колонны или два шеста с развилкой на концах, если винодел не претендовал на элегантность. Они поддерживали перекладину, с которой свисали пять – шесть верёвок. Когда чан заполнялся, виноделы забирались в него и, держась за верёвки, может потому, что дно чана не было плоским, с усердием давили виноград ногами. У Мера, везира фараона Пепи I, два музыканта сидят на коврике и поют под аккомпанемент деревянных трещоток, подбадривая виноделов и заставляя их плясать в едином ритме. Не было никаких причин забывать этот прекрасный обычай, однако в эпоху Нового царства эти музыканты-помощники исчезают. Впрочем, давильщики, танцуя в чане, могли петь сами. Сок вытекал через два или три отверстия в большие чаши.

Выжав всё, что можно, давильщики переваливали раздавленный виноград в прочный мешок с привязанными к нему шестами на каждом конце. Четыре человека брались за эти шесты и начинали вращать их в разные стороны, скручивая мешок. Это было нелёгким делом. Давильщикам приходилось держать тяжёлый мешок на весу и одновременно вращать шесты. При малейшем промахе сок вытекал на землю, поэтому между четырьмя давильщиками стоял помощник, который удерживал мешок на месте и подставлял лохань для сока. В эпоху Нового царства для этой операции использовали давильню. Она состояла из двух столбов, прочно врытых в землю, с двумя отверстиями на одинаковой высоте. Между ними подвешивали мешок с двумя петлями на концах. Петли просовывали в отверстия и вставляли в них шесты. Теперь оставалось только крутить их. Давильщики с толком использовали всю свою силу, и ни одна капля виноградного сока не пропадала. Два вида виноградных давилен

Собранный в широкогорлые сосуды сок переливали в кувшины с плоским дном и оставляли бродить. Когда брожение заканчивалось, сок переливали в другие кувшины для перевозки, длинные, остродонные, с двумя ушками и узким горлом, которое запечатывали гипсом. Их переносили на плече. Когда кувшин был слишком велик и тяжёл, его подвешивали к шесту и переносили вдвоём. Писец присутствовал на всех этапах работы. Он считал пальмовые корзины, по мере того, как их подносили сборщики винограда, и записывал на кувшинах год изготовления, местность, имя винодела и всё заносил в свои списки. Владелец виноградника иногда сам присутствовал при сборе винограда и последующих операциях. Его тотчас замечали, и работники слагали хвалебную песнь в его честь. Так у Петосириса они пели:

«Приходи, наш господин, посмотри на свои виноградники, которым радуется твоё сердце, когда давильщики перед тобой давят (виноград). Изобилен виноград на лозах. В нём много скоку, больше, чем в любой другой год. Пей, опьяняйся, делай всё, что тебе хочется всё придет к тебе по желанию сердца твоего. Владычица Имета увеличила твои виноградники, потому что желает тебе счастья».

«Виноградари собирают виноград,, их дети приносят свою долю. Уже восьмой час вечера, час, который «опускает их руки».Наступает ночь. Изобильна роса небесная на винограде нашего господина.»

«Всё сущее – от бога. Наш господин выпьет с наслаждением, благодаря бога за твоего Ка».

«Совершим возлияния во славу Ша (покровителя виноградной лозы), дабы он ниспослал изобильный виноград на будущий год».

Египтяне, конечно, были благодарны за хороший урожай и предусмотрительны – пользовались добрым расположение божества, чтобы испросить у него новые милости.

Порой рядом с давильным чаном изображали змею с раздутой шеей, готовую к нападению. Её венчал солнечный диск между рогами, как Исиду или Хатор, а рядом находились её излюбленные заросли папируса. Набожные люди ставили перед нею столик с хлебами, связкой латука и букетом лотосов, а рядом две чаши. Эта змея не кто, иная как Рененутет, богиня урожая, от которой зависели закрома, кладовые и виноградники. Её главный праздник отмечали в начале сезона «шему», когда начиналась жатва. Виноделы чествовали её в свою очередь, когда заканчивали давить виноград.



На главную||Регистрация ||Деревенская жизнь|| Храмы||Правление||Войско и война||Карта сайта||Карта Древнего Египта

Ачкасов Антон 2008г.

Hosted by uCoz